Федеральную антимонопольную службу хотят наделить полномочиями контролировать работу маркетплейсов. Такой законопроект 5 марта внесли в Госдуму председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава думского Комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
Они разработали проект нового федерального закона «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации». По данным Минпромторга, за последние пять лет оборот маркетплейсов вырос в пять раз: их доля в общем объеме интернет-торговли по состоянию на июнь 2023 года превысила 50%. Вместе с тем, отмечается в пояснительной записке, недобросовестное поведение владельцев онлайн-платформ может негативно влиять на деятельность продавцов и пунктов выдачи заказов и способствовать монополизации рынка.
В настоящее время, констатировали парламентарии, отсутствуют законодательные нормы, регулирующие права и обязанности владельцев маркетплейсов, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. В итоге у агрегаторов появляется неограниченная возможность одностороннего изменения условий работы. Документ вводит гарантии защиты прав и законных интересов участников оборота и позволяет обеспечить прозрачность и подконтрольность работы маркетплейсов.
Законопроект устанавливает требования к договорам между маркетплейсами, продавцами и владельцами пунктов выдачи, одно из которых – явное и понятное изложение условий сотрудничества. Для участников рынка, совершающих более 20% от общего объема сделок, предусматриваются специальные требования. Такие маркетплейсы подвергаются более существенным ограничениям, чтобы избежать монополизации. Площадкам предлагается запретить включать в договор условия об отказе от конкуренции и о ценовом паритете, а также навязывать поставщикам невыгодные услуги. Маркетплейсам, занимающим значимое положение на рынке, хотят запретить взимать плату за возврат товара и любые суммы и компенсации, кроме стоимости самих заказов и ответственности за нарушения обязательств по договору. Согласно документу, совокупная стоимость всех услуг агрегатора не может превышать 10% от общей стоимости товара.
По замыслу законодателей, регулировать отношения в сфере маркетплейсов будет ФАС России. В случае принятия закона он вступит в силу с 1 марта 2025 года.
Ранее Андрей Кутепов предложил обязать маркетплейсы обеспечивать безопасность вложений и не допускать пересылку запрещенных веществ и предметов, а также идентифицировать их получателей. Кроме того, владельцы агрегаторов должны хранить сведения о движении товара, чтобы предоставить их при необходимости, следует из документа.
источник: Парламентская газета