Урок первый: не пасовать перед неудачами
Инна Михайловна Чурикова родилась 5 октября 1943 года в башкирском городе Белебее. Позднее семья перебралась в подмосковное Коренево. Отец – Михаил Кузьмич Чуриков участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войнах, получил специальность агронома, одно время работал в Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева. Мать – Елизавета Захаровна Мантрова – целеустремленный и трудолюбивый человек, преодолев голод и нищету, получила в Воронежском университете специальность биохимика и защитила докторскую диссертацию.
Отец оставил семью, когда Инне не было и семи лет. Мать Инны занималась воспитанием дочери сама, но об отце никогда не говорила плохо, поэтому у девочки сохранились с ним хорошие отношения.
Елизавета Захаровна часто повторяла: «Если что задумаешь, так тому и быть». Вероятно, эта фраза и вселила в Инну веру в себя.
С раннего детства девочка любила разыгрывать какие-нибудь сценки, изображать разных персонажей. Могла подолгу слушать радиоспектакли.
В девятом классе Инна сделала первый шаг к своей мечте – поступила в молодежную студию при Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского, которой руководили тогда Александр Аронов и Лев Елагин. После школы подала документы в несколько театральных вузов сразу. На вступительных экзаменах во Школу-студию МХАТ она читала серьезное стихотворение с закрытыми глазами, чем рассмешила приемную комиссию.
Один из преподавателей спросил: «А знаете ли вы, кто есть Афродита?» Инна помотала головой в знак отрицания. Педагог продолжил: «Это богиня красоты. Вы в зеркало на себя смотрели?»
Неудача не сломила ее, ведь благодаря маме она была о себе хорошего мнения и знала, что ее своеобразное лицо не каждому дано оценить. Поэтому, всплакнув немного от обиды, забрала документы и пошла в Щукинское, а после неудачи там – в Щепкинское театральное училище, где была принята на курс Вениамина Цыганкова. Этот вуз она окончила в 1965 году с красным дипломом. В характеристике, которую ей дали во время вступительных экзаменов, было написано: «Она или гений, или дура».
Урок второй: к каждому делу относиться как к главному
Еще студенткой училища она начала сниматься и в кино. В фильмах «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии, «Морозко» Александра Роу, «Стряпуха» и «Неуловимые мстители» Эдмонда Кеосаяна, «Старшая сестра» Георгия Натансона и «Тридцать три» Георгия Данелии она проявила себя как острохарактерная актриса.
После училища Чурикова опять пострадала из-за своей нестандартной внешности. Ее не приняли в Московский академический театр сатиры, несмотря на рекомендацию Татьяны Пельтцер. Неудачей завершились попытки устроиться в Театр им. М. Н. Ермоловой и в Малый театр. Повезло только в ТЮЗе. Здесь она проработала три года: играла лису, которую комиссия, принимавшая спектакль, нашла слишком сексуальной, и Бабу-ягу, к которой юные зрители относились с большим сочувствием. В каждый образ она вносила что-то свое, особенное, и поэтому ее герои всегда запоминались зрителю.
Судьбоносной для Инны Чуриковой стала встреча с молодым режиссером Глебом Панфиловым, выпускником Высших режиссерских курсов. Он искал актрису на роль главной героини в фильме «Святая душа», который вышел потом в свет под названием «В огне брода нет». Инну он увидел по телевизору в тюзовской постановке и направил к ней второго режиссера фильма со сценарием. История главной героини Тани Теткиной взволновала актрису. А еще ее беспокоил возраст режиссера. «Он молодой?» – спросила Инна и была разочарована, когда выяснилось, что Глебу Панфилову тридцать два года, ведь это означало, что он старшее ее на девять лет. Но вскоре стало ясно, что у них много общего. Глеб понял ее, как никто другой, разглядел многогранность ее таланта. В роли Тани Теткиной прекрасно соединились и трагизм Чуриковой, и ее лиричность, страстность и искренность.
Урок третий: избегать мелочных обид
Следующая роль Паши Строгановой в фильме «Начало» писалась уже специально для Инны. Через год после выхода в прокат фильм принес международный успех и актрисе, и режиссеру. Инна Чурикова получила в Венеции на XXXII Международном кинофестивале главный приз – «Золотого льва Святого Марка», а Глеб Панфилов – «Серебряного льва».
В то время они с Глебом жили в маленькой комнатке, где стульями служили чемоданы. Быт молодой семьи устроился далеко не сразу, но любовь друг к другу затмевала собой все трудности. Рождение сына Ивана стало для них событием, которое еще больше сблизило супругов и освежило чувства. На четвертом месяце беременности Инна Михайловна на время прекратила съемки. Для нее роль жены и матери была главной с самого начала.
«Что-то открылось с рождением ребенка. Мне так хотелось замедлить время. Чтобы Ванечка рос, но не столь быстро. Мы с Глебом так радовались, когда Ванечка сказал: “Мапа!” Я Глебу говорю: “Ни тебя, ни меня не обидел”».
Ссоры если и случались, то очень редко. «Долго я не умею сердиться, и потом я быстро забываю, из-за чего, собственно, возникла ссора. Бывает, вспылим, затихнем, я не разговариваю, Глеб не разговаривает… А потом посмотрим друг на друга и рассмеемся. Если бы мы долго сердились, зачем тогда вместе жить? Может, кто-то и любит, когда бьют, может, какую-то эротику в этом находят. Но я не испытывала подобного на себе, а если бы такое случилось, я бы этого не выдержала», – вспоминала Инна Михайловна. От плохого в жизни она умела защищаться только одним способом: не копить обид на человека и верить в его хорошие качества, что бы ни случилось.
Урок четвертый: быть благодарной
Инна Михайловна была одной из ведущих актрис Ленкома. Зрителям полюбились и запомнились ее роли в фильмах Петра Тодоровского, Андрея Кончаловского, Никиты Михалкова и других известных режиссеров. Она снялась и в фильме Владимира Меньшова «Ширли-мырли», сыграла свою роль безупречно. Актриса признавалась, что не может отказаться от предложений режиссеров, которых уважает.
Со своим мужем, Глебом Панфиловым, они прожили более 50 лет и всегда относились друг к другу бережно и трепетно. Их сын окончил МГИМО и стал журналистом-международником.
В своей жизни я испытывала чистейшие моменты счастья, от которых захватывало дыхание, и казалось, что сейчас просто взорвешься от этого ощущения. Меня Глеб иногда спрашивает: «Что с тобой?» А я отвечаю: «У меня прилив счастья, я сейчас могу разорваться».