Минпромторг направил ретейлерам рекомендацию убрать с полок органические продукты без российского сертификата подтверждения. «Мимикрировать» под органические могут до 70% продуктов с такими указаниями на упаковке.
Минпромторг предупредил торговые сети и онлайн-ретейлеров о недопустимости продажи органических продуктов, которые не имеют сертификата, подтверждающего, что они произведены по требованиям закона «Об органической продукции». Соответствующие разъяснения министерство направило в конце октября представителям крупнейших объединений ретейлеров — Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Союзу независимых сетей России и Ассоциации компании интернет-торговли (АКИТ). Копия документа есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил источник РБК, близкий к Минпромторгу.
Рекомендации «о недопущении реализации несертифицированной органической продукции» действительно были направлены в объединения ретейлеров, подтвердили РБК в Минпромторге. Рекомендации, как уточнили в министерстве, разработало Роскачество, они согласованы с Минсельхозом, Росаккредитацией и Росстандартом.
Разъяснения носят «исключительно рекомендательный характер», подчеркнули в министерстве. Их цель — не допустить распространения продукции производителей, которые сознательно вводят потребителей в заблуждение.
В АКИТ сообщили, что не осведомлены о рекомендациях Минпромторга, в АКОРТ отказались от комментариев. Союз независимых сетей на момент публикации на запрос не ответил.
Какие продукты могут называться органическими
С 1 января 2020 года в России вступил в силу закон «Об органической продукции», согласно которому производители имеют право размещать на своих продуктах надписи «органический» только в случае, если у них есть сертификат о соответствии. Речь идет о документе, подтверждающем, что при производстве продукта были соблюдены национальные и международные стандарты по производству органической продукции. Сертификат выдается после проверки специальными органами по сертификации, аккредитованными Росаккредитацией (среди таких организаций в том числе Роскачество). Для маркировки производители органики должны использовать графическое изображение — знак органической продукции единого образца, утвержденный Минсельхозом.
Прохождение сертификации добровольное: суть закона об органической продукции заключается в том, что производители для привлечения большего количества покупателей по своему желанию могут предоставить потребителям информацию о том, что при производстве их продукта были соблюдены повышенные требования к сырью, технологии производства и конечному продукту, разместив на товаре маркировку «органический», поясняет исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко. Стоимость сертификата начинается от 10 тыс. руб., уточняют в Роскачестве.
Как много органических продуктов продается в России
По данным Союза органического земледелия, на 26 сентября в реестре производителей органической продукции Минсельхоза было 129 компаний. В Роскачестве говорят, что, по их данным, российский сертификат соответствия на текущий момент получили 135 производителей органики.
Общий объем рынка органической продукции Роскачество оценивает в 27,6 млрд руб.: из них 16 млрд руб. — сертифицированная продукция, а 11 млрд руб. — продукция без сертификата. Таким образом, почти 40% рынка органических продуктов в денежном выражении — это товары, которые не имеют подтверждения своего статуса улучшенного качества.
У Национального органического союза другие оценки. «На полках сейчас 60−70% продукции (в натуральном выражении. — РБК), которая мимикрирует под органику, то есть называется органической на русском или английском языке либо имеет приставку эко и био, но не имеет подтверждения», — поясняет Мироненко. По словам эксперта, это результат отсутствия должного контроля за соблюдением требований законодательства об органике. «Это продукция, которая либо получила ложные сертификаты, либо имеет название organic на английском языке», — поясняет Мироненко.
Чтобы маркировать продукцию как органическую, некоторые недобросовестные лица пользуются лазейкой — создают и регистрируют в Росстандарте собственную систему так называемой добровольной сертификации (это предусмотрено, в частности, ч. 1 ст. 5 закона «Об органической продукции»), указывает Мироненко. Для регистрации подобной системы необходим минимальный набор документов, а перечень объектов, подлежащих сертификации, и характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, заявитель определяет самостоятельно, добавляет собеседник РБК.
Росстандарт при регистрации систем добровольной сертификации не проверяет, соответствует ли заявитель требованиям закона «Об органической продукции», а именно есть ли у него аккредитация, отмечает Мироненко. Вместе с системой добровольной сертификации заявитель регистрирует знак соответствия, похожий на знак органической продукции единого образца, который «впоследствии используется для маркировки псевдоорганической продукции». В результате создается ситуация, когда производитель, обратившись к владельцу такой системы добровольной сертификации, не прошедшему аккредитацию, получает сертификаты на соответствие зарегистрированной системе и маркировку продукции знаком, похожим на единый знак органической продукции. Реестры этих систем открытые — они публикуются на сайте Росстандарта и воспринимаются потребителями как реестры органической продукции, добавляет Мироненко.
Таких неофициальных сертификатов, по словам эксперта, выдано уже практически в два раза больше, чем официальных.
Продажа фальсифицированной органической продукции идет в первую очередь через маркетплейсы, поскольку они «не несут ответственности за то, что продают»: в отличие от магазинов розничной торговли и онлайн-магазинов для них не установлено требование проверять у продавцов, размещающих свою продукцию на их площадках, необходимые сертификаты, в том числе о натуральном составе и способе производства согласно закону «Об органической продукции», поясняет Мироненко.
Готовы ли ретейлеры снимать продукты с полок
Рекомендации по органическим продуктам от Минпромторга поступили в торговую сеть «Азбука вкуса», сообщили РБК в пресс-службе компании. «На данный момент мы связались с поставщиками и производителями и запросили зарегистрированную на территории России сертификацию органической продукции», — уточнил представитель «Азбуки вкуса».
«Если сертификата нет, а знак стоит, мы товар на полку поставить не можем», — поясняют в сети. Производители, у которых отсутствует сертификат, должны убрать с новых партий русскоязычную маркировку «органический» — в этом случае «Азбука Вкуса» продолжит с ними сотрудничество.
В торговой сети «Лента» ответили, что у них нет органической продукции, которая не соответствует требованиям текущего законодательства.
У маркетплейса Ozon на постоянной основе работает автоматическая система проверки товаров с упоминанием органической продукции, сообщили РБК в компании. «Товары с таким описанием проверяются по Единому госреестру, и если право на указание особых свойств продукта не подтверждается, то карточка товара скрывается, пока продавец не скорректирует описание и не уберет упоминание органики», — уточнили в Ozon, добавив, что также оперативно реагируют и на сигналы о нарушениях по органической продукции со стороны Роскачества.
РБК направил запрос ретейлерам «Ашан», X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») и Metro Cash & Carry. В торговой сети «Магнит» и в «Яндекс. Маркете» от комментариев отказались.
Что стоит на «зеленых» полках магазинов
Идею ставить на отдельные полки в магазинах продукты, произведенные с соблюдением строгих экологических норм, власти обсуждали несколько лет. Еще в 2017 году замглавы Минсельхоза Иван Лебедев анонсировал появление в российских магазинах «зеленых» полок, как «в Европе и Америке», на которых будет стоять продукция, «произведенная по очень строгим правилам, — начиная с почвы, семян, удобрений и процесса возделывания и заканчивая упаковкой, транспортировкой, хранением».
В феврале 2019 года президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил создать в России бренд отечественной зеленой продукции, который должен подтверждать, что в ее производстве использовались только безопасные для здоровья людей технологии. В том же году Минсельхоз начал разрабатывать отдельный законопроект под эту категорию товаров, определив зеленую продукцию как продовольствие с улучшенными характеристиками.
Необходимость создания отдельного документа глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев объяснял тем, что производство зеленой и органической продукции различается. В частности, при производстве зеленой продукции можно использовать удобрения высокого качества, которые соответствуют особым критериям — с пониженным негативным воздействием на почву и урожай.
В 2020 году правительство предложило стимулировать производство сельхозпродукции с улучшенными экологическими характеристиками. О разработке соответствующего законодательства говорила в интервью РБК вице-премьер Виктория Абрамченко.
Сейчас «зеленые» полки, по словам Мироненко, есть в таких торговых сетях, как «Глобус», «Азбука вкуса» и «Перекресток».